Роль экологических изданий в пропаганде экологических знаний и в экологическом воспитании

       Наша цивилизация техногенная, а техногенез по определению предполагает преобразование природной среды за счет изъятия из нее необходимых ингредиентов, накопленных Землей в течение 4,5 млрд. лет.
       Противоречия во взаимоотношениях общества и природы во второй половине 20 ст. стали угрожающими, и это неоднократно приводило к кризисным экологическим ситуациям в мире. 
       В наше время термин “экология” используется широко. Появились понятия “экологизация промышленности”, “экологическая политика”, “экологическое мировоззрение”. Экология заняла самостоятельное место в системе знаний в качестве современного типа развития общечеловеческой культуры. Заговорили об экологической фазе мирового прогресса.
       В истории науки известны периоды, когда происходила смена установленных парадигм. Так, в 18 в. имел место поворот от теологии к материализму. Такие периоды принято называть научными революциями. Поэтому можно сказать, что мы переживаем экологическую революцию. Экологическая безопасность является проблемой, над которой работает много специалистов: натуралисты и инженеры, экспериментаторы и теоретики, биологи, физики, химики, математики, метеорологи, медики, юристы и т.д.
       Одним из важнейших условий успешного развития охраны природы в стране является эффективное эколого-природоохранное образование. Подъем экологической культуры зависит, в первую очередь, от уровня эколого-природоохранной подготовки учителя, его убежденности в необходимости дать глубокие знания своим ученикам, от широкого эколого-природоохранного просвещения населения.
       Приобретение экологических знаний будет способствовать заботливому отношению каждого человека к природе, сохранению ее, уменьшению количества и силы ударов со стороны природы в ответ на бездумное отношение  к ней.
       Фактически Украина на сегодня не имеет сведенного банка экологических данных на уровне понятия экологии как науки междисциплинарной. Попытка как можно быстрее охватить профессиональные понятия разных сфер наук (биологии, медицины, социологии, аграрных и технологических наук, наук о Земле, промышленности, энергетики и др.) продиктовано попытками заложить основу для формирования собственной экологической терминологии. Терминосистема довольно быстро пополняется лексическими единицами, которые каждый раз обозначают явления и достижения всего комплекса экологических наук.
       В конце 2005 г. вышла ”Экологическая энциклопедия” (т.1, А-В), изданная УОМС “Экология человека”, Институтом геохимии окружающей среды НАН и МЧС Украины, Институтом телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины. В Экологической энциклопедии обобщены  и систематизированы все сведения не только по биоэкологическим наукам, но и по геоэкологическим наукам, экологической химии, урбоэкологии, социоэкологии, экологической экспертизе, разным направлениям инженерной экологии, экологическому законодательству и экологической политике Украины. Кроме того, в Энциклопедии помещены сведения о международных государственных и неправительственных экологических организациях, экологических симпозиумах и др. В Энциклопедии содержится большое количество статей, описывающих не только отдельные термины др. наук (их можно найти в специализированных энциклопедиях), но и  посвященных взаимоотношениям живых организмов и природной окружающей среды, и обратной связи – влиянию природы на них. Доступная форма изложения, большое количество цветных иллюстраций поможет понять, что экологические знания становятся жизненно необходимыми. Это особенно важно в Украине, где образование и накопление промышленных и радиоактивных отходов, загрязнение атмосферы, водных ресурсов и почв характеризуется наиболее высокими абсолютными показателями..
 
Роль экологических изданий в пропаганде экологических знаний и в экологическом воспитании / Лысенко О.Б. // І-й Всеукраїнський з’їзд екологів: міжнар. наук.-техн. конф.: тези допов. – С. 296.
МНПК “Перший Всеукраїнський з’їзд екологів”
Вінницький національний технічний університет
Секція 7 “Соціально-економічні проблеми сталого розвитку. Екологічна освіта, виховання і культура”
Скачати в форматі pdf: 
Оцінка: 
0
No votes yet