Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу двигателями основных типов воздушных судов гражданской авиации
Утверждаю
Заместитель Министра МГА
В.В.ГОРЛОВ
9 декабря 1991 года
Согласовано
Начальник Главного управления
методологии и организации
государственного
экологического контроля
А.П.ЛЬВОВ
28 ноября 1991 года
Заместитель начальника
Главного управления
научно-технического
прогресса МГА
В.Е.ТРИГОНИ
5 ноября 1991 года
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
ДВИГАТЕЛЯМИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Введение
Настоящая методика предназначена для определения валовых выбросов
загрязняющих веществ (ЗВ) при эксплуатации воздушных судов (ВС). Методика
распространяется на следующие типы самолетов: Ил-86, Ил-76, Ил-62 М,
Ту-с54, Ту-154 М, Ту-134, Як-42, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-96 и Ту-204
и позволяет определять выбросы оксида углерода (CO), суммарных несгоревших
углеводородов (CH), суммарных оксидов азота (NO ) на земле, в приземных
x
слоях и в полете при любых атмосферных условиях, скоростях и высотах
полета.
Настоящей методикой следует руководствоваться при оценке воздействия ВС на окружающую среду (ОВОС) и при определении размеров платежей за загрязнение атмосферы в районе аэропорта.
Методика ориентирована на проведение расчетов с помощью ЭВМ.
1. Выбросы в районе аэропорта
При эксплуатации ВС в районе аэропорта в расчет принимаются выбросы CO,
CH, NO и SO от маршевых двигателей при выполнении самолетами
x x
взлетно-посадочных операций до высоты 900 м, выбросы от работы
вспомогательных силовых установок (ВСУ) и при опробовании двигателей в
процессе технического обслуживания.
1.1. Исходная информация
Эмиссионные характеристики данного типа двигателя в координатах EI ,
CO
EI = f (ОМЕГА) и EI' = f (T ) (таблица 1),
CH NOx к
где:
EI - индекс эмиссии, представляющий собой отношение ингредиента в
граммах к килограмму сожженного топлива;
EI' - приведенный по давлению и влажности к стандартным атмосферным
NOx
условиям (САУ) индекс эмиссии NO :
x
P
kпр 0,5
EI' = EI x (----) x exp [19 x (0,622 h - 0,00629)], (1)
NOx NOx P в
k
где:
h - объемное влагосодержание воздуха на входе в двигатель
в
(рассчитывается через температуру, давление и относительную влажность);
пр - подстрочный индекс, обозначающий приведение к САУ;
P и T - давление и температура воздуха на входе в камеру сгорания;
k k
ОМЕГА - параметр форсирования камеры сгорания:
G
вКС
ОМЕГА = ---------------------------, (2)
1,6
V x P x exp (T / 300)
КС k k
где:
V - объем жировой трубы камеры сгорания (КС);
КС
S - массовое содержание общей серы в топливе, %.
Дроссельные характеристики данного типа двигателя (расход топлива
(G ), воздуха (G ), температура и давление на входе в КС).
T вКС
Атмосферные условия в зоне аэропорта (температура T , давление P и
H H
относительная влажность фи .
n
тау - время работы двигателя на i-м режиме в данном аэропорту.
i
n - количество двигателей на данном типе воздушного судна.
N - количество взлет-посадок данного типа судна в аэропорту за рассматриваемый интервал.
Таблица 1
ЭМИССИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГА
┌───┬──────────┬───────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ N │ Тип │Тип ВС │ Эмиссионные характеристики, г/кг топлива │
│п/п│двигателя │ │ │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ 3 │
│1 │НК-8-2У │Ту-154 │EI = 6,915 x ОМЕГА + 0,9248 x ОМЕГА │
│ │ │ │ CO │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 1,935 │
│ │ │ │EI = 0,4635 x ОМЕГА │
│ │ │ │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -4 2 │
│ │ │ │EI' = 16,88 - 0,136 x T + 3,167 x 10 x T - │
│ │ │ │ NOx k k │
│ │ │ │ -7 3 │
│ │ │ │1,616 x 10 x T │
│ │ │ │ k │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 4 6 │
│ │ │ │EI = -4,138 + 9,216 x 10 x K - 1,426 x 10 x │
│ │ │ │ NOx │
│ │ │ │ 2 10 3 │
│ │ │ │K + 9,81 x 10 x K │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ 2 │
│2 │НК-86 │Ил-86 │EI = 1,51 + 1,482 x ОМЕГА │
│ │ │ │ CO │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 4,565 │
│ │ │ │EI = 0,0492 x ОМЕГА │
│ │ │ │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -7 3 │
│ │ │ │EI' = 4,44 + 4,233 x 10 x (T - 350) │
│ │ │ │ NOx k │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 4 │
│ │ │ │EI = 1,72 + 2,362 x 10 x K │
│ │ │ │ NOx │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│3 │Д-30 │Ту-134 │EI = -8,83 + 8,231 x exp (ОМЕГА / 3,5) │
│ │ │ │ CO │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI = -0,847 + 0,829 x exp (ОМЕГА / 2,2) │
│ │ │ │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI' = 0,43 + 0,127 x exp (T / 140) │
│ │ │ │ NOx к │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 4 │
│ │ │ │EI = -0,19 + 3,337 x 10 x K │
│ │ │ │ NOx │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ 1,007 │
│4 │Д-30КУ │Ил-62М │EI = 2,331 + 1,482 x ОМЕГА │
│ │Д-30КП │Ил-76 │ CO │
│ │Д-30КУ-154│Ту-154М│ │
│ │ │ │EI = -8,868 + 8,6 x exp (ОМЕГА / 10) │
│ │ │ │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -7 3 │
│ │ │ │EI' = 3,157 + 1,77 x 10 x (T - 350) │
│ │ │ │ NOx k │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 2 │
│ │ │ │EI = 103,2 + 36,06 x lg (K) + 1,643 x lg (K) -│
│ │ │ │ NOx │
│ │ │ │ 3 │
│ │ │ │0,297 x lg (K) │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│5 │Д-36 │Як-42 │EI = -0,039 x (ОМЕГА - 0,13) + 2,57 x │
│ │ │ │ CO │
│ │ │ │ 2 │
│ │ │ │(ОМЕГА - 0,13) │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI = -0,31 + 0,04123 x exp (ОМЕГА x 1,63) │
│ │ │ │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ Tk │
│ │ │ │EI' = 0,557 + 1,005 │
│ │ │ │ NOx │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 0,765 │
│ │ │ │EI = 4,236 x 10 x K │
│ │ │ │ NOx │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│6 │ПС-90А │Ил-96 │EI = -4,146 + 4,72 x exp (ОМЕГА / 4) │
│ │ │Ту-204 │ CO │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ (ОМЕГА / 2,3) │
│ │ │ │EI = 0,09828 x 1,384 exp │
│ │ │ │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI' = 1,144 + 0,147 x exp (T / 150) │
│ │ │ │ NOx k │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 0,535 │
│ │ │ │EI = 9,897 x 10 x K │
│ │ │ │ NOx │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ 2 │
│7 │АИ-25 │Як-40 │EI = 3,65 x ОМЕГА + 1,155 x ОМЕГА │
│ │ │ │ CO │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI = -1,54 + 0,947 x exp (ОМЕГА / 2,8) │
│ │ │ │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI' = -8,5 + 0,0294 x T │
│ │ │ │ NOx k │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI = 54,65 + 5,5 x ln (K) │
│ │ │ │ NOx │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ 1,2065 │
│8 │АИ-24 │АН-24Б │EI = 1,84 x ОМЕГА │
│ │2 серии │АН-24 │ CO │
│ │АИ-24Т │РВ │ │
│ │АИ-24ВТ │АН-24Б │ -3 3,09 │
│ │ │АН-26 │EI = 3,47 x 10 x ОМЕГА │
│ │ │АН-30 │ CH │
│ │ │ │ │
│ │ │ │EI' = 3,1614 + 6,35 x exp (T / 80) │
│ │ │ │ NOx k │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 0,73 │
│ │ │ │EI = 5076,823 x 10 x K │
│ │ │ │ NOx │
└───┴──────────┴───────┴──────────────────────────────────────────────────┘
Размерности:
EI , EI = г/кг топлива;
CO CH
-1 -1,6 0,6 9
ОМЕГА = кг x с x H x M x 10 ;
T = K;
k
K - комплексный параметр.
1.2. Расчет индексов эмиссии
Расчет начинается с определения параметров воздуха на входе в камеру
сгорания (T , P , G ) и G для каждого из эксплуатационных режимов работы
K K вКС T
двигателя для заданных атмосферных условий (T , P , фи ). Для
H H n
турбореактивных двигателей это можно сделать с помощью дроссельных
характеристик двигателя, представленных в виде:
T , P , Gв = f (n ),
kпр kпр КС пр вд пр
где: n - приведенная к САУ частота вращения ротора высокого давления.
вд
При этом предварительно определяют n по известным программам и законам
вд пр
регулирования для данного типа двигателя. Приведение и "расприведение"
указанных параметров можно производить по утвержденным для данного типа
двигателя формулам или стандартным формулам:
___
760 /288
G = G --- x \/ ---;
Tпр T P T
H H
288
T = T x ---;
kпр K T
H
760
P = P x ---;
kпр K B
H
__
/T
760 / H
G = G --- x \/ ---;
Bпр B P 288
H
___
/288
n = n x \/ ---.
пр T
H
Далее по формуле (2) вычисляется параметр форсирования КС ОМЕГА, а
затем по формулам из таблицы 1 вычисляются значения EI и EI .
CO CH
Для определения EI сначала определяют значения EI' по формулам из
NOx NOx
таблицы 1, а затем по формуле (1) определяют EI .
NOx
Полученные значения индексов эмиссии умножаются на поправочные
коэффициенты, характеризующие влияние качества топлива. Поправки
определяются согласно "Методу определения склонности авиационных топлив к
выбросу загрязняющих веществ при сжигании в камерах сгорания газотурбинных
двигателей", утв. ГлавНТУ МГА от 28.12.84. Поправки определяются в
процессе проведения экологической сертификации и экспертизы топлив и
отражаются в сертификате на топливо и в сертификате на применение топлива
для каждого типа ВС. До введения в действие системы экологической
сертификации топлив для топлива ТС-1 и РТ допускается производить расчет
выбросов CO, CH и NO без поправочных коэффициентов.
x
Индекс эмиссии оксидов серы определяется следующим образом:
EI = 20 x S, г/кг топлива
SOx
(величину общего содержания серы в топливе S определяют по паспортным
данным топлива).
1.3. Расчет валовых выбросов ЗВ
Масса загрязняющих веществ, выбрасываемых ВС за взлетно-посадочный цикл, для каждого ингредиента X рассчитывается по формуле:
M = SUM n x EI x G x t + M ,
X i ix Ti i xВСУ
где:
i - индекс эксплуатационного режима (режим руления, как правило, малый
газ, взлетный режим, режим набора высоты до 900 м, режим захода на
посадку);
t - время работы двигателя на i-м режиме (определяется по
i
среднестатистическим значениям для условий эксплуатации данного типа ВС в
окрестностях данного аэропорта);
M - масса загрязняющего вещества X, выбрасываемого ВСУ за один
xВСУ
самолетовылет и посадку (значения берутся из таблицы 2).
Таблица 2
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ВСУ ЗА ОДИН САМОЛЕТОВЫЛЕТ
┌───┬───────────────┬──────────────┬──────────────────────────┬───────────┐
│ N │ Тип ВСУ │ Тип ВС │ Масса выбросов, кг │ Масса │
│п/п│ │ ├────────┬────────┬────────┤сожженного │
│ │ │ │ CH │ CO │ NO │топлива, кг│
│ │ │ │ │ │ x │ │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│1 │ТА-6А │Ил-76 │0,501 │4,825 │0,909 │195 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│2 │ТА-6А │Ту-154 │0,501 │4,825 │0,0909 │195 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│3 │ТА-6А │Ил-62М │0,334 │3,217 │0,606 │130 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│4 │ТА-6В │Як-42 │0,167 │1,608 │0,303 │65 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│5 │ТА-6 │Ил-62 │0,334 │3,217 │0,606 │130 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│6 │ТА-8 │Ту-134 │0,039 │1,402 │0,184 │47 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│7 │ТА-12 │Як-42 │1,119 │2,535 │0,283 │64 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│8 │ТА-12 │Ту-204 │1,119 │2,535 │0,283 │64 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│9 │АИ-9 │Як-40 │0,050 │0,250 │0,075 │19 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│10 │ВСУ-10 │Ил-86 │0,105 │0,848 │1,650 │210 │
├───┼───────────────┼──────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────┤
│11 │ВСУ-10 │Ил-96 │0,105 │0,848 │1,650 │210 │
└───┴───────────────┴──────────────┴────────┴────────┴────────┴───────────┘
При определении выбросов ЗВ в аэропорту за какой-либо промежуток времени T производится суммирование по количеству взлет-посадок N для каждого самолета:
T
M = SUM N x M + SUM N x M ,
X K k x K оп xоп
где:
M - масса загрязняющего вещества, выбрасываемого при опробовании
xоп
двигателей (значения берутся из таблицы 3);
N - количество опробований двигателей за рассматриваемый интервал
оп
(определяется по регламенту технического обслуживания данного типа ВС и
переработки приписанных к данной АТВ ВС).
Таблица 3
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ОПРОБОВАНИИ ДВИГАТЕЛЕЙ
┌───┬─────────────┬───────────────┬────────────────────────────┬──────────┐
│ N │ Тип ВСУ │ Тип ВС │ Масса выбросов, кг │ Масса │
│п/п│ │ ├────────┬─────────┬─────────┤сожженного│
│ │ │ │ CH │ CO │ NO │ топлива, │
│ │ │ │ │ │ x │ кг │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│1 │НК-8-2У │Ту-154 │1,909 │8,948 │4,787 │391 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│2 │НК-86 │Ил-86 │3,623 │3,199 │6,088 │522 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│3 │Д-30 │Ту-134 │0,475 │1,692 │4,167 │267 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│4 │Д-30КУ │Ил-62М │1,140 │6,277 │3,641 │389 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│5 │Д-30ИЛ │Ил-76 │1,260 │6,970 │3,772 │404 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│6 │Д-30КУ-154 │Ту-154М │1,284 │7,069 │4,074 │436 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│7 │Д-36 │Як-42 │0,137 │0,673 │4,311 │227 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│8 │ПС-90А │Ту-204, Ил-96 │0,084 │0,733 │15,421 │551 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│9 │АИ-25 │Як-40 │0,575 │2,612 │0,327 │54 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│10 │АИ-24, 2 сер.│Ан-24РВ, Ан-24Б│0,134 │0,746 │0,422 │98 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│11 │АИ-24Т │Ан-24Б │0,174 │0,788 │0,465 │100 │
├───┼─────────────┼───────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│12 │АИ-24ВТ │Ан-26 │0,174 │0,788 │0,465 │100 │
└───┴─────────────┴───────────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────┘
Примечание: при определении размеров платежей за выбросы в атмосферу ЗВ расчеты по настоящей методике производят по среднемесячным значениям давлений, температур и влажности с учетом фактической интенсивности движения ВС, а затем суммируют за квартал и год.
2. Выбросы в полете
Расчет начинается с определения индексов эмиссии всех компонентов и
расхода топлива (G ) на всех участках полета самолета. При этом в
T
зависимости от высоты (H) и скорости (V) полета сначала определяются
значения полной температуры и давления воздуха на входе в двигатель:
T = T / тау (M);
ВХ H
P = P / пи (M),
ВХ H
где:
тау (M) и пи (M) - газодинамические функции;
M - число Маха в полете.
Далее рассчитывается EI , EI и EI по методике, изложенной в
CO CH SOx
разделе 1.2, но вместо значений T и P используют соответственно T и
H H ВХ
P .
ВХ
Индекс эмиссии NO рассчитывается следующим образом.
x
Сначала рассчитывается комплексный параметр K по следующему алгоритму:
K = 2,61 x I x W x тау;
0
P V
k k
тау = 355,4 -----;
T G
k в
-4 1/3 15,4 (ДЕЛЬТА Ts / Ts)
W = 8,4 x 10 (0,102 x P ) x 10 ;
k
18 + 0,306 x T
k
ДЕЛЬТА T = 0,616 T - ------------------ - 68;
S k 0,286
(P / 1,1033)
k
T = 2262 + ДЕЛЬТА T ;
S S
2
B = lg (тау x (0,102 x P ) );
K
2 3 4
I = -1,958 - 5,0318 x B - 3,3958 x B - 0,581 x B + 0,2686 x B +
0
5 6
+ 0,1092 x B + 0,01073 x B .
Затем по зависимости EI = f (K) из таблицы 1 определяют значение
NOx
EI .
NOx
Масса выбросов ЗВ за полет рассчитывается следующим образом:
tn
M = интеграл EI x G x dt,
X 0 T
где:
t - текущее время полета;
tn - время полета на высотах выше 900 м.
В общем случае интегрирование включает этапы набора высоты с 900 м до
высоты крейсерского эшелона, полет по маршруту на эшелоне и снижение до
высоты 900 м.
В качестве примера в таблице 1 приведены значения масс выбросов ЗВ
различных типов ВС в стандартных атмосферных условиях (T = +15 °C, P =
H H
760 мм рт. ст., фи = 60%) в стандартном взлетно-посадочном цикле,
n
используемом в процедуре сертификацией авиадвигателей на соответствие
предъявляемым требованиям.
Соотношение режимов и времени работы двигателя в стандартном цикле приведены ниже:
Эксплуатационный режим |
Относительная |
Время работы |
Малый газ, руление самолетом перед взлетом |
7 |
26 |
Взлет |
100 |
0,7 |
Набор высоты до 900 м |
85 |
2,2 |
Заход на посадку с высоты 900 м |
30 |
4 |
Необходимо отметить, что при оценке загрязнения атмосферы в зоне аэропорта данные из таблицы 4 следует рассматривать лишь как ориентировочные, так как реальный взлетно-посадочный цикл различных типов ВС в разных аэропортах может существенно отличаться от стандартного как по соотношению тяг двигателей, так и по временам работы на эксплуатационных режимах.
Таблица 4
МАССА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫБРАСЫВАЕМАЯ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ
В СТАНДАРТНОМ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОМ ЦИКЛЕ ПРИ СТАНДАРТНЫХ
АТМОСФЕРНЫХ УСЛОВИЯХ, КГ
┌────────────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┬──────────┐
│ Тип ВС │ CH │ CO │ NO │Суммарный │
│ │ │ │ x │ выброс │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ил-86 │90,00 │60,60 │25,30 │175,90 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ил-62М │16,20 │89,80 │17,60 │123,60 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ту-154 │309,00 │109,0 │17,90 │436,00 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ту-154М │12,20 │67,40 │13,20 │92,80 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ту-134 │3,40 │12,30 │8,90 │24,60 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ил-96 │0,56 │8,50 │46,60 │55,70 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ту-204 │0,28 │4,30 │23,30 │27,80 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ил-76 │15,80 │906,00 │19,00 │125,40 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Як-42 │2,29 │9,33 │10,80 │22,40 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Як-40 │12,00 │57,30 │1,59 │70,90 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ан-24 │0,86 │4,32 │1,96 │7,14 │
├────────────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│Ан-26 │1,12 │4,62 │2,14 │7,88 │
└────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┘
Таблица 5
ДРОССЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГА
┌───┬──────────┬───────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ N │ Тип │Тип ВС │ Дроссельные характеристики │
│п/п│двигателя │ │ │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ -4 3 │
│1 │НК-8-2У │Ту-154 │TK = 317,9 + 3,64 x 10 x Nвд │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -3 2 │
│ │ │ │PK = 1,89 + 4,3 x 10 x (Nвд - 50) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -4 3 │
│ │ │ │GB = 17,95 + 1,88 x 10 x (Nвд - 20) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -4 3 │
│ │ │ │GT = 912,6 + 0,05526 x 10 x (Nвд - 50) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ (Nвд - 50) │
│ │ │ │ пр │
│ │ │ │R = 487,85 x 1,071 │
│ │ │ │ пр │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ -4 3 │
│2 │НК-86 │Ил-86 │TK = 304,2 + 4,43 x 10 x Nвд │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -3 2 │
│ │ │ │PK = 2,15 + 6,47 x 10 x (Nвд - 50) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -4 3 │
│ │ │ │GB = 4,675 + 1,51 x 10 x Nвд │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 │
│ │ │ │GT = 906,6 + 0,0766 x (Nвд - 50) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ (Nвд - 50) │
│ │ │ │ пр │
│ │ │ │R = 615,23 x 1,073 │
│ │ │ │ пр │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ 2 │
│3 │Д-30 │Ту-134 │TK = 359,4 + 0,877 x (Nвд - 35) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -3 3 │
│ │ │ │PK = 2,455 + 6,1 x (Nвд - 35) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 2 │
│ │ │ │GB = 8,668 + 0,168 x (Nвд - 45) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 │
│ │ │ │GT = 481,69 + 0,03808 x (Nвд - 53) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 │
│ │ │ │R = 60,13 x 0,0329 x (Nвд - 40) │
│ │ │ │ пр пр │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ -4 3 │
│4 │Д-30КУ │Ил-62М │TK = 340,42 + 4,33 x 10 x Nвд │
│ │Д-30КП │Ил-76 │ пр пр │
│ │Д-30КУ-154│Ту-154М│ │
│ │ │ │ -4 3 │
│ │ │ │PK = 2,87 + 1,22 x 10 x (Nвд - 45) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │GB = 4,65 + 1,514 x exp (Nвд / 25) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │GT = 9606,72 + 584,996 x Nвд - 10,84 x │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 2 3 │
│ │ │ │Nвд + 0,0664 x Nвд │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │R = 12,18 x 1,0745 Nвд │
│ │ │ │ пр пр │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ -3 3 │
│5 │Д-36 │Як-42 │TK = 451,94 + 1,61 x 10 x (Nвд - 40) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -4 3 │
│ │ │ │PK = 2,8084 + 1,212 x 10 x (Nвд - 45) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -4 3 │
│ │ │ │GB = 4,11 + 1,14 x 10 x (Nвд - 35) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 │
│ │ │ │GT = 141,1 + 1,15 x exp (Nвд / 13) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ 3 │
│ │ │ │R = 401,68 x 0,078 x (Nвд - 55) │
│ │ │ │ пр пр │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ -3 3 │
│6 │ПС-90А │Ил-96 │TK = 423,46 + 1,18 x 10 x (Nвд - 24) │
│ │ │Ту-204 │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -3 │
│ │ │ │PK = 2,68 + 8,17 x 10 x exp (Nвд / 11,5) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -4 3 │
│ │ │ │GB = 13,63 + 8,3 x 10 x (Nвд - 53) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │GT = 425,6 + 0,091 x exp (Nвд / 8,5) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │R = 660,61 x 0,449 x exp (Nвд / 19) │
│ │ │ │ пр пр │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ _ │
│7 │АИ-24 │АН-24Б │TK = 526,14 + 25,144 x ln (N ) │
│ │2 серии │АН-24РВ│ пр 0 │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ _ │
│ │ │ │PK = 6,09 + 0,56 x ln (N - 0,06) │
│ │ │ │ пр 0 │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ _ │
│ │ │ │GT = 221,52 + 453,17 x N │
│ │ │ │ пр 0 │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ _ │
│ │АИ-24ВТ │АН-26 │TK = 538,53 + 20,17 x ln (N - 0,02) │
│ │АИ-24Т │АН-30 │ пр 0 │
│ │ │АН-24Б │ │
│ │ │ │ _ │
│ │ │ │PK = 6,5567 + 0,746 x ln (N - 0,01) │
│ │ │ │ пр 0 │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ _ │
│ │ │ │GT = 238 + 493,387 x N │
│ │ │ │ пр 0 │
├───┼──────────┼───────┼──────────────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │ -2 2 │
│8 │АИ-25 │Як-40 │TK = 253,5 + 3 x 10 x Nвд │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -3 3 │
│ │ │ │PK = 1,6 + 1,78 x 10 x (Nвд - 28) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -3 2 │
│ │ │ │GB = 2,55 + 2,49 x 10 x (Nвд - 35) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │GT = 173,47 + 0,297 x exp (Nвд / 13) │
│ │ │ │ пр пр │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ -3 3 │
│ │ │ │R = 67,7 x 5,4 x 10 x (Nвд - 37) │
│ │ │ │ пр пр │
└───┴──────────┴───────┴──────────────────────────────────────────────────┘
Размерности:
TK = K; PK = кг/куб. см; GBKC = кг/с;
пр пр пр
_
GT = кг/ч; R = кгс; N - относит. мощн.; Nвд = %.
пр пр 0 пр